Бисероплетение — один из популярнейших видов рукоделия, старинный и
достаточно распространённый вид народного творчества. Оно развивалось в
соответствии с веяниями моды, созданием самого бисера и прогрессом в обществе.
Разработка новых технологий тут же отражалась на бисере: появлялись новые
формы, цвета, новые отделки и т.д.
Бисер – это маленькие бусинки из стекла или других
материалов, просверленные насквозь, из которых плетут ожерелья, браслеты и
прочие украшения.
История бисероплетения
уходит своими корнями в глубокую древность. Стеклянные бусы из бисера были
известны уже в глубокой древности. В Египте изготовляли одежду из бисерной
сетки, которая набиралась из крупного непрозрачного бисера цилиндрической
формы. Изготовление бисера совершенствовалось, и со временем его стали делать
вначале из полупрозрачного, а затем из прозрачного стекла. Бисер - это
стеклянные бусинки очень маленького размера. Вначале их делали, наматывая
тонкий слой расплавленного стекла на металлический прут.
Полученную стеклянную трубочку
разрезали на отдельные кусочки, а их впоследствии, обрабатывали в ручную, чтобы
придать им округлую форму. Бисер впервые в современном его виде стали
изготовлять в Венеции в стекольных мастерских на острове Мурано в середине XV
века. Секрет его изготовления сохранялся в строгой тайне. Мастера за
разглашение секрета карались по строжайшим законам, вплоть до смертной казни.
Позже бисер стали изготовлять
в Богемии. Изобретение в конце XIX века машин по изготовлению бисера позволило
удешевить его производство, и богемский бисер быстро распространился по всему
свету. Богемский бисер отличался легкостью обработки, чистотой стекла и особой
огранкой. В России наибольшее развитие бисероплетение получило в XVIII веке. Больше
всего было распространено вышивание и вязание бисером, а кроме того, создание
картинок путем вдавливания бисеренок в расплавленный воск.
В Россию бисер привозили из
Венеции и Богемии. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить
М.В.Ломоносов, создавший в 1754 году фабрику по производству стекляруса, бисера
и мозаичного стекла. Но просуществовала она, к сожалению не долго и закрылась
вскорепосле смерти Ломоносова. Бисера высокого качества не производится в нашей
стране и по сей день. Бисер поступает к нам из Чехии, Японии и с Тайваня.
Традиционные народные ремесла
-всегда отличный повод использовать в украшениях самые разнообразные материалы:
перья и кусочки меха, тисненую кожу и дерево, рог и перламутр, шнуры и цепочки.
Подвески, широкие браслеты, гривны, пояса напоминают об амулетах и воинских
доспехах, служивших защитой многим поколениям наших предков.
К началу ХIХ века в России
начался настоящий бисерный бум. В
деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного
костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички,
делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны,
соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да
иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в
специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и
жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве,
почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг
другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали
вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские
дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в
отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица
коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило
признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и
царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице
изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей
любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские
шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия
были женские монастыри.Здесь готовили убранство для церквей, одеяния
священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы,
выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами
писаными.
Монахиням-рукодельницам доверяли
и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры.
Монахини занимались благотворительность ю, особенно детской: создавали приюты,
обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В
ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую
на русской земле школу для послушниц.
Веками монастыри собирали и
хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться
прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями,
царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.
Немає коментарів:
Дописати коментар